Главная Статьи Стропы канатные

Стропы канатные

Разрушение каната происходит не внезапно, а постепенно, что позволяет отслеживать его состояние и своевременно выбраковывать.
Стропы – гибкие грузоподъемные приспособления, которые используются для подвески груза к крюкам или другим рабочим органам грузоподъемных машин. Помимо того, что стропы должны быть достаточно гибкими, к ним предъявляется и целый ряд технических требований, среди которых:

  • максимальная удельная прочность;
  • минимальная собственная масса;
  • отсутствие вредных воздействий на груз и его повреждений;
  • безопасность персонала;
  • исключение возможности самопроизвольного освобождения груза;
  • долговечность или достаточный технический ресурс;
  • современный дизайн и удобные условия работы персонала.

По сравнению с другими материалами прочность стальных канатных стропов наибольшая, и дефекты на них легче обнаружить, а потому их чаще, чем стропы, изготовленные из других материалов, используют для подъема тяжелых ответственных грузов в местах скопления людей и оборудования. Но основная причина их широкого распространения у нас, пожалуй, в том, что они значительно дешевле, чем другие виды стропов – текстильные или цепные. Есть у канатных стропов и существенные недостатки: можно легко пораниться порванными проволоками внешних прядей; при обвязке грузов с острыми углами в канате возникают остаточные деформации, из-за чего быстро приходит в негодность весь строп.

kanatstropiВ Украине канатные стропы изготавливают согласно ДСТУ Б В.2.8-10-98 «Строительная техника, оснастка, инвентарь и инструмент. Стропы грузовые. Классификация, параметры и размеры, технические требования.». Канатные стропы, как и все съемные грузозахватные приспособления, также должны удовлетворять требованиям Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов НПАОП 0.00-1.01-07. По отношению к стропам этот документ устанавливает только основные требования: в канатных стропах должны использоваться канаты крестовой свивки, согласно требований нормативных документов. ДСТУ рекомендует применять канаты по ГОСТ 2688, 3079, 7668 и 7668. Кроме того, НПАОП 0.00-1.01-07 устанавливают некоторые общие требования к формированию петель, числу проколов каната каждой прядью при заплётке, к зажимам, коушам, крюкам (захватам) и т. п.

В основных правилах определения расчетных нагрузок в отдельных ветвях многоветвевых стропов регламентируется, что при расчете на действие номинальной нагрузки для канатов по отношению к разрушающей нагрузке должен быть шестикратный запас прочности. В новых требованиях НПАОП 0.00-1.01-07 учитываются только три ветви в расчете нагрузок для стропов с числом ветвей более трех. Это правило соответствует европейским нормам.

В Украине стропы изготавливают одно- или многоветвевые (так называемые «пауки») со звеньями (элементами) для навески на крюк крана или присоединения груза, а также кольцевые («чалки») в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза. В соответствии с ДСТУ Б В.2.8-10-98 существуют следующие типы канатных стропов:

  • 1СК – строп канатный одноветвевой г/п 0,32...20,0 т;
  • 2СК – строп канатный двухветвевой г/п 0,4...25,0 т;
  • 4СК – строп канатный четырехветвевой г/п 1,0...25,0 т;
  • 6СК – строп канатный шестиветвевой г/п 2,5...12,5 т
  • СКП – строп канатный петлевой г/п 0,32...12,5 т
  • СКК – строп канатный кольцевой г/п 0,32...12,5 т
  • ВК - ветвь канатная г/п 0,32...20,0т.

Для присоединения ветвей канатных стропов к звеньям или крюкам применяются коуши по ГОСТ 2224. Коуш представляет собой фасонное изделие желобчатого сечения и предохраняет канат от чрезмерных напряжений, смятия и истирания. Форма желоба соответствует диаметру каната, для которого предназначен коуш.alu clamps1

При изготовлении ветвей стропов концы канатов необходимо заделывать. Существуют два способа заделки – опрессованной алюминиевой втулкой и заплёткой. В первом случае пряди из алюминиевых сплавов (марок АДО, АДО1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784 или из стали 20 по ГОСТ 1050) прочно сцепляются в соединяемых канатах путем запрессовки прядей во втулку, образуя однородное по сечению тело. Способ заплётки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетаются между прядями нераспущенного каната. Заделка концов каната универсальных стропов выполняется только заплёткой с последующей обмоткой заплетенных участков проволокой (по ДСТУ Б В.2.8-10-98). Проволочная обмотка обеспечивает плавный переход заплетенного участка от петли до рабочего диаметра каната и позволяет стропу легко скользить в зазорах и отверстиях рым-узлов при освобождении стропа от груза (например, при разгрузке листового проката).

Для навески ветвей на грузовой крюк используют звенья в виде неразъемных и разъемных петель. В многоветвевых канатных стропах применяют соединительные звенья типов: О (г/п от 0,4 до 25 т), Ов1 и Ов2 (г/п 0,4...20 т), а также разъемное треугольное Рт1 и треугольное Т с одним или двумя упорами. Грузоподъемность звеньев типа Рт1 (с планкой) – 0,63...20 т (масса 1,0...41,1 кг), звеньев типа Т с одним упором – 0,4...12,5 т (масса 0,106...15,92 кг), звеньев типа Т с двумя упорами – 16,0...32,0 т (масса 22...60 кг).

koncevie-elementi

В комплект поставки стропа, помимо самого стропа с маркировочной биркой, должен входить паспорт, в котором указывают:

  • наименование или торговый знак пред­приятия-изготовителя;
  • тип изделия;
  • грузоподъемность (допускаемую наг­рузку);
  • длину (для стропов и канатных ветвей);
  • порядковый номер по системе нумера­ции предприятия
  • изготовителя;
  • количество в партии;
  • год и месяц выпуска;
  • результаты проверок и испытаний;
  • гарантийные обязательства;
  • обозначение настоящего стандарта.

В процессе эксплуатации на кранах стропы обязательно периодически осматривают, но не реже чем раз в 10 дней. Допускаемый при работе механический и коррозионный износ проволок, дефекты и повреждения стропов указаны в НПАОП 0.00-1.01-07. Выбраковка канатов осуществляется также в соответствии c этим документом. Выбраковка петель, колец и крюков производится:

  • при наличии трещин;
  • при износе поверхности элементов или вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;
  • при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.

Не допускаются к эксплуатации стропы:

  • с дефектами, указанными выше;
  • при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
  • с деформированными коушами или при их износе с уменьшением первоначального размера сечения более чем на 15%;
  • с признаками смещения каната в заплётке или во втулках;
  • с поврежденными или отсутствующими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплётки;
  • с крюками, не имеющими предохранительных замков.

Многие специалисты отмечают, что ранее принятые в нашей стране нормативные документы в настоящее время уже не вполне соответствуют как современным мировым стандартам, так и новым украинским нормам и требованиям времени. Так, ДСТУ устанавливает, что расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями. Эта норма противоречит более позднему НПАОП 0.00-1.01-07, указанному выше.Cable Sling1

Анализ ДСТУ показывает, что грузоподъемность стандартных отечественных канатных стропов в целом ограничена 25 т. Такое ограничение уже не соответствует требованиям отечественной промышленности, а потому большое количество стропов изготавливают по отраслевым документам или техническим условиям. Для изготовления стропов ДСТУ рекомендует канаты типа 6х19+о.с. по ГОСТ 2688 во всем диапазоне грузоподъемности (6,2...47,5 мм), типа 6х37+о.с. по ГОСТ 3079 пригрузоподъемности канатной ветви 2,5 т и более (19,5...50,5 мм) и типа 6х36+о.с. по ГОСТ 7668 во всем диапазоне грузоподъемности (6,3...46,5 мм). Однако некоторые специалисты считают, что применение канатов по ГОСТ 2688 ввиду большой жесткости следовало бы ограничить диаметром 22,5 мм (в германском стандарте они ограничены диаметром 14,0 мм, см. ниже).

Надо отметить, что европейские нормативы охватывают значительно больший диапазон грузоподъемности канатных стропов. Так, германский стандарт DIN 3088 (Drahtseile aus Stahldrahten. Anschlagseile im Hebezeugbetrieb. Sicherheitstechnische Anforderungen und Prufung) устанавливает требования к следующим типам стропов канатных.
1) Тип N – из каната двойной свивки с органическим сердечником:

  • строп одноветвевой г/п 0,56...31,5 т;
  • строп двухветвевой г/п 0,56...44,0 т;
  • стропы трех- и четырехветвевые г/п 0,85...50,0 т;
  • строп кольцевой, полученный путем соединения опрессовкой или путем укладки пряди в бесконечную витую петлю, г/п 1,12...47,0 т.

2) Тип F – из каната двойной свивки с металлическим сердечником:

  • строп одноветвевой г/п 0,80...45,0 т;
  • строп двухветвевой г/п 0,80...47,5 т;
  • стропы трех- и четырехветвевые г/п 1,2...42,0 т.

3) Тип К – из каната тройной (кабельтовой) свивки:

  • строп одноветвевой г/п 3,15...19,0 т.

4) Тип G – из круглопрядного каната:

  • строп кольцевой г/п 5,9...35,5 т.

Во всех случаях канат для изготовления стропа должен состоять не менее чем из 114 проволок при диаметре стропа до 14,0 мм и не менее чем из 200 проволок при диаметре стропа свыше 14,0 мм. Главное преимущество германского стандарта заключается в том, что он охватывает значительно больший диапазон грузоподъемности, чем ДСТУ. Кроме того, следует отметить, что германскими стандартами подробно регламентированы не только стропы, но и способы их изготовления и комплектующие: заплётка концов – DIN 3089; формы и размеры коушей – DIN 3090, DIN 3091; метод заливки в гильзы – DIN 3092; гильзы из алюминиевого сплава и способ опрессовки – DIN 3093; способ формирования петли типа «Flemish Eye» с опрессовкой в стальной клемме – DIN 3095.

Источник os1.ru

Контакты

Моб.: +38 (066) 61083-33
Моб.: +38 (091) 32442-77
Моб.: +38 (091) 33442-77
Факс: +38 (06153) 361-77
Email: office@atm.zp.ua

Доставка

Доставка продукции по Украине осуществляется службами курьерской экспресс-доставки. (Justin, Новая Почта, Деливери, Ночной Экспресс)

Социальные сети

Подписка на новости